Microsoft предлагает два типа активации для своих продуктов — MAK (Multiple Activation Key) и KMS (Key Management Service). В статье мы поговорим, что это такое, с чем едят, и как одно сменить на другое.
И так, в чём же разница? MAK — это ключ для активации продукта через обращение в Microsoft. Активацию можно выполнить автоматически через Интернет или «полуавтоматически» по телефону. Грубо говоря, MAK аналогичен обычному ключу Windows, которая продаётся в магазинах. Только в магазинах на каждую копию Windows продадут отдельную наклейку с индивидуальным ключом, а MAK даётся один раз на несколько ПК в организации. В остальном — всё то же самое. Установили Windows, ввели MAK-ключ, активировали.
Такой подход не удобен для крупных компаний — ключ приходится искать и вводить при каждой установке. Поэтому в качестве альтернативы MAK предлагается технология KMS. KMS — это собственный сервер активации. Когда в сети есть KMS-сервер, то после установки Windows сама найдёт его и активируется по локальной сети. Все трудности взаимодействия с Microsoft KMS-сервер берёт на себя. Обратите внимание, что при наличии KMS-сервера во время установки Windows ключ вводить не нужно. KMS-ключ нужен только для активации KMS-сервера.
Типовая ошибка начинающих ИТ-шников — ввод KMS-ключа во все корпоративные установки Windows. Как результат — в сети становится очень много KMS-серверов, и ни один не работает. Почему не работают? Дело в том, что Microsoft ввела ограничение на минимальное количество компьютеров, которые можно активировать с помощью KMS. Для активации настольной ОС (Vista, 7, 8 ) нужно, чтобы на KMS обратилось не менее 25 компьютеров. Для активации серверной ОС (2008, 2008 R2, 2012) нужно, чтобы на KMS обратилось не менее 5 серверов. Пока данное количество не достигнуто — KMS только собирает сведения, но активации не производит. Вместо активации Windows будет писать: «Значение счетчика, которое сообщила служба управления ключами (KMS), недостаточно». Для правильно сделанного KMS в большой компании это — нормальное начало. Через некоторое время нужное количество компьютеров наберётся, и он активирует их и все последующие. Но когда в сети каждый ПК сам себе KMS, то они так и останутся без 25 клиентских обращений. То есть без активаций.